Макроэкономический обзор: Еще больше бюджетной поддержки

14.01.2021 21:03

Сегодня состоится выступление избранного президента США Джо Байдена, в котором он, как ожидается, анонсирует свои планы в области бюджетной политики. Согласно последней информации, общий размер обсуждаемого пакета мер фискальной поддержки экономики, детальная структура которого пока не раскрывается, может составить порядка 2 трлн долл. Мониторинг выделения из бюджета средств на поддержку экономики осуществляет независимый Комитет по ответственному федеральному бюджету (CRFB). Как следует из отчета Минфина, опубликованного 7 января, около 79% от общей суммы поддержки, которая оценивается в 164 млрд долл., распределено в рамках второй разовой выплаты населению, предусмотренной мерами по преодолению последствий пандемии коронавируса (перечень этих мер был прописан в утвержденном Конгрессом законе Response and Relief Act, пятом по счету документе о борьбе с пандемией).

По оценкам CRFB, общий размер этого пакета мер составил 935 млрд долл. Его реализация должна была добавить к ВВП США порядка 625 млрд долл. (соответствует 3% прогнозного ВВП за 2021 г.), полностью устранив разрыв выпуска в экономике страны в этом году. Документ предусматривал выплату до 600 долл. на каждого взрослого и каждого находящегося на иждивении ребенка. В случае взрослого населения это составляет половину от 1200 долл. на человека, которые были выплачены в рамках пакета мер CARES (общим объемом 2,2 трлн долл.), но выплаты на детей тогда были меньше на 100 долл.

Суммарный объем фискальной поддержки, предусмотренной всеми утвержденными на сегодняшний день законодательными актами, CRFB оценивает в 3,4 трлн долл. В том числе около 960 млрд долл. было направлено на поддержку малого бизнеса в форме грантов и кредитов, 585 млрд долл. – на выплату продленных пособий по безработице, 460 млрд долл. – на выплату возвратов по налогам, 420 млрд долл. – на финансирование здравоохранения и 340 млрд долл. – на различные виды другой поддержки, оказываемой на уровне штатов и местных органов власти.

Общая сумма предусмотренных законодательством средств на поддержку экономики уже превышает расходы на преодоление последствий Великой рецессии. В результате этой поддержки доходы населения США в текущем квартале, как ожидается, поднимутся до рекордных уровней за всю историю страны. Понятно, что увеличение бюджетных расходов ведет и к росту заимствований. В результате может вырасти и дефицит федерального бюджета США, который в прошлом финансовом году составил 3,1 трлн долл.

Бюджетное управление Конгресса (CBO) в своем ежемесячном отчете от 11 января отметило, что около 40% прироста федеральных расходов в первом квартале финансового года (октябрь–декабрь) пришлось на выплаты пособий по безработице, которые достигли 80 млрд долл. против 7 млрд долл. за аналогичный период предыдущего финансового года. Это связано как с увеличением регулярных выплат, так и с финансированием дополнительных пособий согласно принятому закону о государственной поддержке домохозяйств и бизнеса (CARES Act).

В преддверии очередного раунда фискального стимулирования доходность 10-летних казначейских облигаций США превысила 1,00%, а наклон кривой увеличился. Долгосрочные индикаторы инфляционных ожиданий поднялись параллельно с ценами на нефть, которые, по прогнозу Goldman Sachs, летом достигнут 65 долл./барр. Помимо этого, аналитики Goldman Sachs полагают, что реальный рост ВВП США в годовом исчислении в текущем квартале составит 5,0%. Учитывая чрезвычайно высокие оценки и оптимизм инвесторов на рынке акций США, ожидание 10%-го роста по индексу S&P 500 в текущем году может не реализоваться в случае резкого повышения доходности 10-летних казначейских облигаций. Оценки «критической точки» на кривой, которая начнет оказывать давление на акции, расходятся, но мы можем обоснованно предположить уровень около 1,5%. Ввиду рекордно высоких котировок американских акций и прогнозов ускорения роста экономики неизбежно возникает вопрос о том, как долго Федрезерв будет сохранять стимулирующую монетарную политику. В последнее время несколько представителей ФРС намекнули на то, что некоторое сокращение баланса регулятора все же может потребоваться. Рынкам акций это явно придется не по вкусу, учитывая, что предыдущие попытки регулятора сократить размер покупок облигаций (в данный момент составляет 120 млрд долл., из которых 80 млрд долл. приходится на UST), как правило, вызывали резкую коррекцию. Если процентные ставки или доходности UST начнут расти, выплаты по федеральному долгу тоже повысятся. В 2020 фискальном году чистые расходы правительства на выплату процентов составили 345 млрд долл., что эквивалентно 1,6% ВВП или 5,3% от общего объема расходов. Для сравнения: бюджет ВМС и Корпуса морской пехоты США на 2021 г. составляет чуть больше 200 млрд долл. Очевидно, что повышение доходностей казначейских облигаций США приведет к росту стоимости обслуживания долга и может заставить Федрезерв задуматься о введении контроля кривой доходности.

Несмотря на появившиеся разговоры о возможном сокращении баланса ФРС, член совета управляющих ФРС Лаэл Брейнард и вице-председатель ФРС Ричард Кларида в своих последних выступлениях ясно дали понять, что в обозримом будущем этого не произойдет. Брейнард обратила особое внимание на важность достижения полной занятости, особенно в текущих условиях, которые она описывает как K-образное восстановление. В опубликованной вчера Бежевой книге ФРС говорится о том, что экономическая активность в стране немного выросла, тогда как продажи автомобилей снизились, объем банковского кредитования остался на прежнем уровне, а темпы роста занятости были невысокими. Инфляция также оказалась низкой, хотя ФРБ нескольких округов отметили улучшение способности продавцов повышать цены для конечных потребителей.

По словам Брейнард, обновленная политика ФРС нацелена на то, чтобы минимизировать разрыв между фактической и максимальной занятостью, тогда как ранее Федрезерв в своих действиях отталкивался от оценки фактического уровня занятости как «слишком высокого» или «слишком низкого». Правда, регулятор не дает никаких числовых значений своей оценки нормального долгосрочного уровня занятости, которые могли бы объяснить, что конкретно понимается под «максимальной занятостью». Он лишь определяет ее как «многофакторную цель, в отношении которой релевантным является широкий спектр индикаторов». Согласно последним данным, численность экономически активного населения в гражданских отраслях американской экономики сейчас примерно на 4 млн чел. ниже, чем в марте 2020 г., а количество рабочих мест не дотягивает до мартовских уровней приблизительно 10 млн, и, по оценке Брейнард, фактическая безработица в США сейчас составляет 10%, что близко к пиковым значениям после глобального финансового кризиса 2007–2008 гг.

Что касается динамики цен, обновленная политика ФРС направлена на решение проблемы продолжающегося замедления инфляции и снижения равновесной реальной процентной ставки (которая в данный момент, по оценкам Клариды, составляет уже всего 0,5%). Федрезерв ставит своей целью достижение и удержание инфляции в течение «некоторого времени» выше 2%, что должно компенсировать низкий уровень инфляции, сохранявшийся на протяжении многих лет. Однако и в этом случае регулятор не поясняет, что он имеет в виду под словосочетанием «некоторое время» – как ничего не говорит он и о том, какой уровень инфляции будет считаться для него неприемлемым. Как отмечает Брейнард, индекс базовой инфляции PCE сейчас составляет 1,4%. Кларида, в свою очередь, заявил, что уделяет большое внимание рассчитываемому Федрезервом индексу общих инфляционных ожиданий (Index of Common Inflation Expectations – CIE), используя его в качестве индикатора близости инфляции к таргетируемому ФРС уровню. Кларида считает, что, после того как цели по инфляции и занятости будут достигнуты, Федрезерв должен перейти к принятию решений по денежно-кредитной политике на основе правила Тейлора с использованием коэффициентов, предполагающих долгосрочное значение нейтральной ставки по федеральным фондам на уровне 2,5%.

Таким образом, руководство ФРС явно не торопится сворачивать поддержку американской экономики. Главная проблема такого подхода заключается в том, что, продолжая проводить стимулирующую политику, Федрезерв тем самым продолжает подогревать рыночную эйфорию, что способствует дальнейшему наращиванию долговой нагрузки и в конечном итоге может спровоцировать глубокую коррекцию, подорвав начинающееся восстановление экономики.

Нил Маккиннон, экономист ВТБ Капитал
 

Другие публикации раздела «Обзоры ВТБ Капитал»



2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Январь Апрель Июль Октябрь
Февраль Май Август Ноябрь
Март Июнь Сентябрь Декабрь