Школа Инвестора

Нефтяной бизнес – процесс, основной целью которого является добыча, переработка нефти и дальнейшая ее реализация.

Это накладывает на отрасль определенную специфику: большие капитальные затраты, сезонные колебания выручки (покупки нефти и нефтепродуктов нестабильны сезон к сезону, зависимость от макро-факторов (цены на нефть, валюта ) и др

Операционный цикл нефтедобывающей компании

Операционный цикл нефтедобывающей компании начинается с извлечения нефти из-под земли. Далее, добытые углеводороды первично обрабатывают, дозакупают определенные объемы у других компаний до полной загрузки НПЗ (нефтеперерабатывающего завода) и перерабатывают в нефтепродукты (бензин, мазут и др.) и нефтехимию (алкены, спирты и др.).

Компании также перепродают нефтепродукты других компаний с маржой (эта часть бизнеса называется «трейдинг»).

Обычно, нефтяные компании имеют активы, как в стране пребывания, так и за рубежом: диверсификация помогает сглаживать страновые риски (налоговые, политические).

Представителями нефтегазовой отрасли на российском рынке акций являются Лукойл, Роснефть, Газпромнефть (принадлежит Газпрому), Татнефть, Сургутнефтегаз, Башнефть (принадлежит Роснефти), Русснефть и др.

Какие существуют сегменты в нефтегазовой отрасли?

Upstream – вся деятельность нефтяных компаний, направленная на разведку и добычу углеводородов из-под земли.

Порядок производственного процесса в сегменте upstream:

  • Работа в сфере upstream начинается с получения разрешений на разведку и добычу углеводородов. Компании заинтересованы в постоянной разведке новых месторождений для поддержания необходимого показателя роста запасов в сравнении с уровнем добычи.
    Компании стремятся, чтобы рост запасов превосходил уровень добычи на 100% от бенчмарка. В противном случае, компания теряет источник генерации стабильного денежного потока, вынуждена тратить сверх средства на модернизацию текущих месторождений, держит неактивными денежные средства и др.

  • Разведка, проведение геологических работ, бурение развед-скважин, получение пробы нефти

  • Расчет бизнес-плана

  • Принятие решения, выстраивание инфраструктуры и разработка месторождения

Преимущественно, в сфере upstream работают национальные компании (часто, государственные) в силу меньших издержек на получение разрешений.

Однако на рынке добычи нефти присутствуют и частные компании (яркий пример «Лукойл»). У иностранных компаний, помимо прямого участия в добычи углеводородов в иностранном государстве есть возможность участвовать в совместных предприятиях или покупать доли в других нефтяных компаниях.

Общие тренд для отрасли – дальнейшая консолидация активов после выстраивания вертикальной интеграции с сегментом Downstream (от добычи до поставки на свои НПЗ).

Какие есть показатели эффективности в upstream?

Дебет скважины – объем нефти, выходящий из источника углеводородов, в единицу времени. Он зависит от срока эксплуатации месторождения, сезонности (уровня грунтовых вод и др.).

Чем старее месторождения, тем больше на него нужно тратить денег, чтобы поддерживать стабильный выход углеводородов из-под земли. Для менеджмента – снижение дебета нефти сигнализирует о необходимости увеличивать расходы на то или иное месторождение.

Маржинальность баррели. Самая выгодная нефть – «высокомаржинальная баррель» - углеводород, который получают при стабильно низких издержках. К примеру, «Лукойл» в своей стратегии развития ставит одной из приоритетных целей развивать проекты с высокой маржинальностью.

Какие операционные издержки несут нефтедобытчики?

  • разведка и бурение разведывательных скважин (изначально идёт как CAPEX, а потом учитывается в издержках через амортизацию)

  • переработка нефти

  • затраты на сырье

  • оборудование, их обслуживание и ремонт

  • зарплаты

  • приобретение горюче-смазочных материалов и электроэнергии

Downstream – сегмент нефтегазовой отрасли, основной целью которого является переработка добытых углеводородов. Компании этого сегмента владеют нефтеперерабатывающими заводами: на них поступает жидкое сырье и перерабатывается в специальных агрегатах с добавлением химических элементов.

Основные статьи выручки downstream-компаний – нефтепродукты и нефтехимия.

Основные нефтепродукты:

  • бензин

  • дизель

  • керосин

  • гудрон

  • битум

  • мазут

Основные продукты нефтехимии:

  • этилен, пропилен, бутилен

  • бензолы

  • спирты

  • кетоны (ацетон и др.)

  • каучук, латексы, резины и др.

  • эфиры, карбоновые кислоты

Из чего производятся нефтехимия?

Основа производства нефтехимии и нефтепродуктов – нефть и природный газ. При помощи катализаторов и температурной, механической обработки на нефтеперерабатывающих заводах получают все необходимое сырье для дальнейших реакций.

Ценовая конъюнктура в сегменте нефтепродуктов и нефтехимии отличается от нефтяной. Зачастую цены на нефтепродукты меняются с небольшим отставанием от нефтяных, а также, менее волатильны.

Российские нефтяники переориентируют свои поставки нефтепродуктов за рубеж. Это обосновано сравнительно высокими ценами на нефтепродукты в зарубежных странах.

Налоги для нефтянки – большая часть расходов

Налоги – одна из самых больших статей расхода у нефтяных компаний. Для понимания стратегии бизнеса, осознания логики тех или иных проектов, необходимо быть в курсе налоговых нововведений.

В Российской Федерации существует ряд специальных налогов и сборов, которыми облагаются upstream и downstream компании.

НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых. Им облагаются все добывающие компании в России. Объект налогообложения – объем добытой нефти за отчетный период (месяц).

Экспортная пошлина – платеж в федеральный бюджет, взимаемый с объема проданной на экспорт нефти. Высокие экспортные пошлины стимулируют продажи продукцию на внутренний рынок.

Акциз на нефтепродукты: акцизом облагаются бензин, дизельное топливо, моторные масла и др.

Налоговый маневр

Следует упомянуть, что в России проходит программа «налогового маневра»: суть состоит в снижении экспортной пошлины (с 30% до 0%) и перенос ее составляющей на налог на добычу полезных ископаемых.

При повышении налога на добычу полезных ископаемых издержки нефтедобывающих компаний увеличиваются. Компании увеличивают цены (на внутреннем и внешнем рынках) и переносят дополнительную финансовую нагрузку от налогов на потребителей. Это в свою очередь может повлиять на равновесие в ценах на нефтепродукты (особенно бензин).

Для того чтобы не было подобных перекосов в ценообразовании на внутреннем рынке и резкого снижения продаж нефти, газа, нефтепродуктов и нефтехимии, в России правительством проводится возврат части акциза на нефть при соблюдении ряда условий по отпускным ценам на нефтепродукты.

Нефтяная отрасль – самая большая часть индекса Мосбиржи

На фондовом рынке нефтяная отрасль одна из самых широко представленных как по количеству компаний, так и по объему их капитализации.

Основная тенденция в отрасли – завершение вертикальной интеграции и консолидация активов, в том числе, в зарубежных странах.