Школа Инвестора

Когда компании нужны дополнительные деньги для развития бизнеса, она может выпустить акции и разместить их на бирже. Первое размещение акций, доступное широкому кругу инвесторов, называется IPO. Вместе с экспертом ВТБ Капитал Инвестиции Сергеем Выжлаковым мы разобрались, что это такое, зачем надо компаниям и почему инвесторам стоит обращать внимание на бумаги новичков рынка.

Не все компании выпускают свои ценные бумаги в свободный оборот на бирже. IPO необходимо, когда нужно привлечь деньги на новые проекты, операционную деятельность или приватизировать компанию — перевести из государственной в частную собственность. Или если владельцы или ранние инвесторы решили выйти из бизнеса и продать весь бизнес или его часть новым акционерам.

Компания, которая выпускает акции в оборот, должна быть довольно большой. Предварительная оценка выходящих на IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже не может быть меньше 50 млн долларов.

На российском рынке IPO проводят средние и крупные компании с уже устоявшейся репутацией и налаженными бизнес-процессами.

Как компании готовятся к IPO

Нельзя просто решить выпустить акции и сразу же выйти на рынок. Только подготовка к IPO у некоторых компаний может занимать год или больше.

За это время компания должна нанять инвестиционный банк, который станет руководить процессом подготовки акций к размещению на бирже, провести аудит финотчётности, сделать оценку активов, подготовить пакет других важных документов и подать заявку на регистрацию ценных бумаг для продажи широкому кругу инвесторов.

Еще нужно разработать Проспект эмиссии — документ, в котором указана подробная финансовая информация компании, сведения о владельцах, руководстве и цели IPO. Его направляют в местный регулятор — организацию, которая контролирует финансовые рынки. В России это ЦБ РФ, в США — SEC.

Компания должна пригласить независимых юридических консультантов. Они проведут юридическую проверку компании и подготовят Проспект эмиссии. Если документ устроит регулятора, то он даст разрешение на первичное размещение. Дату размещения назначает сама компания.

Как подать заявку на IPO

Перед выпуском акций менеджмент компании проводит рекламную кампанию, Road Show — встречи с инвесторами. Затем инвестиционный банк формирует книгу заявок — отмечает тех, кто готов купить её ценные бумаги. Если инвестор не успел подать заявку — купить акции в первичном размещении он не сможет.

Иногда бывает, что заявок больше, чем выпущено самих акций, — это называется переподпиской книги заявок. В этом случае компания совместно с инвестиционным банком решает, что делать: выпустить больше бумаг или увеличить стоимость одной акции, чтобы сбалансировать спрос и предложение.

Вот так выглядит размещение вкратце:

  • подготовительный этап;
  • Road Show — рекламная кампания;
  • сбор заявок от инвесторов — формирование книги заявок;
  • определение стоимости акций и аллокации;
  • начало торгов на бирже.

Частный инвестор может оформить заявку на IPO через брокера. Если случилась переподписка, брокер может отклонить заявку или удовлетворить частично.

IPO может преследовать разные цели. Например, компания хочет привлечь деньги на развитие бизнеса или её владельцы хотят получить свободные деньги вместо доли в бизнесе.

Публичное размещение полезно для бизнеса. Оно приводит к большей прозрачности компаний, зачастую растёт качество корпоративного управления. Кроме того, чем прозрачнее бизнес, тем проще компании получить кредитование на более выгодных условиях и установить долгосрочное партнерство.

За IPO может последовать SPO — Secondary Public Offering — вторичное публичное предложение акций дополнительного или нового выпуска неограниченному кругу лиц. Оно происходит в том случае, если компании нужны дополнительные деньги для развития бизнеса.

Сергей Выжлаков, директор Управления торговых операций ВТБ Капитал Инвестиции.

Что ещё надо знать инвесторам

Ценные бумаги новых на рынке компаний могут принести прибыль.Внимательно наблюдайте за готовящимися IPO — акции перспективных компаний могут стремительно вырасти после первого размещения.

Переподписка — индикатор направления цены акции. Если количество заявок в несколько раз выше, чем количество акций, то может последовать рост цены после IPO. Большая переподписка означает, что потенциальные инвесторы получат лишь некоторую часть акций, а это может стимулировать их докупать оставшуюся часть уже после запуска торгов на бирже.

Мы рекомендуем инвесторам принимать решение об участии или неучастии в IPO на основании тщательного фундаментального анализа компании, а не только переподписки книги заявок. Например, аналитическая команда ВТБ Капитал Инвестиции даёт свой взгляд на самые ожидаемые и крупные IPO.

Кроме этого, важно понимать, с какой целью вы хотите участвовать в IPO: чтобы заработать на росте акций после IPO — и тогда всё озвученное выше применимо, или чтобы стать долгосрочным инвестором в компании, которая вам нравится и в которую вы верите. Во втором случае краткосрочные движения после IPO вас не будут так сильно волновать.

Сергей Выжлаков, директор Управления торговых операций ВТБ Капитал Инвестиции.

Где можно подать заявку на IPO

Участвовать в IPO можно открыв брокерский счёт в офисе или через мобильное приложение «ВТБ Мои Инвестиции». Открытие счёта занимает три минуты, нужен СНИЛС или ИНН и паспорт, ехать никуда не надо. 

Посмотреть информацию о готовящихся IPO российских компаний можно в разделе «Биржа» → «Размещения».

Чтобы подать заявку на IPO, надо выбрать интересующую компанию и уточнить, когда начнётся приём заявок. Дата указана внутри карточки инструмента в строке «Старт приёма заявок».

Если приём заявок ещё не начался, то подпишитесь на карточку нужной компании и нажмите кнопку «Отслеживать» — когда дата станет известна, вы получите уведомление.

В день приёма заявок зайдите в карточку инструмента, нажмите кнопку «Участвовать» и укажите нужное количество бумаг и цену.


Когда заявка будет исполнена, вам поступит уведомление с датой зачисления бумаг на счёт, суммой и финальной ценой акций.